Особенности тактики и стратегии в FIFA MANAGER (Часть 3)

Особенности тактики и стратегии в FIFA MANAGER (Часть 3)

Автор: Александр Колесников aka @lex


Лекция 11.

4-4-2. Консервативная схема чопорных англичан. Разбор полетов.


Обозвавшись громко «Особенности тактики и стратегии в FIFA MANAGER» я практически ничего не сказал о тактике… и об особенностях. Так получается, и никаких противоречий здесь нет. Если внимательно присмотреться к заголовку, то можно понять почему. Уж простите меня «акулу пера» за то, что маленько расскажу вам о том, что говорят на первом курсе любого филологического факультета. Структура русского языка позволяет расставлять слова в предложении в любом порядке, но теорема о сочетании сильных и слабых долей, говорит, что напряжение по ходу предложения, абзаца, главы возрастает, вырываясь в концовке в виде точки, перехода на новую строку, или началом новой главы. Это так называемая кульминация. Как правило, кульминирующий момент должен выливаться в развязку для снятия напряжения и окончания. Так и происходит: новое предложение начинается вновь слабой долей, абзац заново наращивает напряжение, а в начале новой главы все оказывается не так уж страшно, как то казалось в конце предыдущей. К чему я все это? А к тому, что главное слово в предложении, на которое сделан акцент, ставится на последнее место. В моем случае главным словом является MANAGER и я ни разу не отошел от темы, писал только про менеджеры. Второе слово по силе это FIFA. И в самом деле, не смотря на то, что многие концепции, изложенные в моих статьях можно использовать и в других играх этого жанра, упор сделан на игру серии FIFA MANAGER, а если заглянуть в самую концовку, то на конкретную версию игры – 2008. Обещаний я не нарушил и пишу, в основном для FIFA MANAGER 2008, стараясь даже по ходу открывать читателям какие-то новинки, о которых сам узнал только в новой версии игры, или которых не существовало в предыдущих.
Еще более слабым по влиянию словом является «стратегия». Тем не менее, о стратегии в моих статьях было сказано не мало, и, думаю, любители долгосрочного планирования вполне удовлетворены качеством и количеством написанного по этому вопросу. Конечно, и он раскрыт еще не достаточно полно, но вполне адекватно для момента написания текущей статьи. А конкретно прошло меньше месяца с момента появления первой статьи, а она как раз практически целиком была посвящена стратегии.

О «тактике» и уж, тем более, об «особенностях» было сказано либо совсем ничего, либо урывками, которые не позволяют в полной мере оценить возможности FIFA MANAGER в плане краткосрочного планирования на конкретный матч, т.е. как раз о тактике. В этот момент, думаю (да я иногда даже думаю), стоит пояснить, что я понимаю под понятиями «тактики» и «стратегии».


Стратегия – долгосрочное планирование развитие команды. Сюда включается развитие инфраструктуры, трансферная и финансовая политики клуба. Стратегия имеет два вида планирования:

- долгосрочное планирование включает в себя распределение ресурсов, постановка задач и разработка планов развития клуба на срок от трёх до пяти лет;

- краткосрочное планирование включает себя проработку вариантов развития клуба на срок до трех лет;

- локальное планирование включает в себя разработку и внедрение в жизнь вариантов развития клуба на текущий сезон. Корректировка локальных планов команды приводит к изменению краткосрочных и долгосрочных вариантов развития клуба. В то же время корректировка долгосрочных планов может не отражаться на локальных планах команды. Во время игры Вы должны четко представлять и иметь в голове все три плана развития клуба, четко понимать какие задачи можно ставить перед командой, а какие станут смертельными если не через год-два, то в перспективе ближайших пяти лет.

Ошибки в стратегическом развитии клуба приводят, как правило, либо к вылету команды, либо к финансовым проблемам, а порою и к тому и другому вместе. Приведу пример из реальной жизни. В середине прошлого сезона «Вест Бромвич Альбион» возглавил Тони Мобри. И уже тогда мог вывести команду в Премьер Лигу английского футбола. Однако он решил не форсировать этот процесс. В межсезонье Мобри проделал большой объем работы, сумев создать из хороших игроков крепкий и боеспособный коллектив, который на данный момент лидирует в английском Championship. Думаю, если команда прошла бы повышение в классе еще в прошлом году, то проблем сейчас у клуба было бы куда больше. А вот в следующем году, если «дрозды» смогут выиграть промоушен они вполне смогут безопасно чувствовать себя в высшей лиге английского футбола. Если и не бороться за десятку, то обезопасить себя от вылета вполне смогут. Хотя это всего лишь мой прогноз.


Тактика – инструмент для решения конкретных, текущих задач. Если стратегия это план развития клуба, в котором не говориться о том, какими средствами клуб будет добиваться этих целей (лишь планирование трансферной политики, косвенным образом затрагивает этот вопрос), то тактика это та утилита, которая решает локальные задачи. Тактика не бывает глобальной, она сиюминутна и рассчитана на один конкретный промежуток времени. Условно можно выделить несколько таких тактически важных элементов:

- предсезонка, первое трансферное окно;

- первый круг чемпионата;

- перерыв между кругами, второе трансферное окно;

- второй круг чемпионата.

Внутри каждого из этих временных отрезков инструментом выполнения поставленных целей является тактика. Тактика не избирается раз и навсегда, она варьируется в зависимости от сложившейся ситуации. Тактика не есть избранный на игру набор игроков, с необходимым для игры набором указаний. Раньше многие по глупости тактикой называли расстановку игроков, позднее к расстановке добавились указания игрокам и команде в целом. Т.е. все то что, в моем понимании является тактической схемой игры, но не тактикой команды в целом. К тактике следует еще добавить разговоры с игроками, тренировочный процесс и работу по просмотру матчей следующего соперника, вне зависимости от того, кто эту работу выполняет: менеджер клуба, или клубный скаут. Теперь для приведения в соответствие понятий всех моих статей отмечу, что когда я говорил о том, что у вас должно быть шесть работоспособных тактик, то я имел в виду именно тактические схемы, исключающие из себя подготовку команды к игре.

К чему такое длительно вступление спросите Вы? К тому, что следующий цикл статей будет практически полностью посвящен тактическим схемам, и приведение понятий к единому стандарту поможет избежать недопонимания. Опять же это цикл будет посвящен только разбору уже существующих тактических схем, на основе чего Вы уже сами сможете изобретать свои схемы, подключая все Ваше тренерское мастерство. Начнем мы с классики последних нескольких десятилетий, со схемы, на которой проще всего учиться строить, но в то же время, обладает собственными незабываемыми особенностями. Сразу предупреждаю, что я не являюсь большим фанатом этой расстановки, но это признанные каноны мастерства, не с дубль-ве же мы будем строить наше повествование.





На рис1. приведено классическое построение игроков при игре по схеме 4 защитника + 4 полузащитника + 2 нападающих. Сразу оговорюсь, что классическое отнюдь не значит каноническое, хоть и считается самым устойчивым и сбалансированным вариантом построения. Не даром львиная доля английских команд использует именно такое построение своих порядков. Оно консервативно и надежно, дает достаточную вариативность в атаке и прочность в защите, более того она настолько универсальна, что легко настраивается как для атакующих действий, так и для защитных.
Тем не менее, варианты построения не ограничиваются одним классическим вариантом, их просто масса, и придумывать можно до бесконечности. Стоит только вспомнить даймонд, которым долгое время играл Спартак Романцева и как играл! Или дьяблу, использовать который не гнушался сам великий Манчестер Юнайтед середины девяностых. Обо всех особенностях построения будет сказано ниже, лишь отмечу, что основная вариативность построения идет от полузащиты. Она составляет основу этого тактического построения, и успех команды восемьдесят процентов зависит от грамотной настройки игры именно этой линии.

В первую очередь поговорим о подборе игроков под эту игровую модель, а параллельно коснемся и вариантов расстановки игроков.
Как и любая другая тактическая схема, 4-4-2 начинается с защиты, которая здесь играет немаловажную роль, но и особенную по сравнению с другими вошедшими в последнее время в моду игровыми построениями. Соответственно и требования к защитникам несколько отличаются от тех классических, которые сейчас считаются нормой. В большей степени это касается крайних защитников. О них и поговорим.

Крайние защитники должны обладать не только и не столько скоростными качествами (хотя, безусловно, не без этого), а хорошим выбором позиции, выносливостью и (Внимание!) хорошими показателями прыгучести и игры головой. Они должны иметь высокий (!) рост от 1.80 и вес от 75 кг. При этом все вышеперечисленное не должно идти в ущерб скоростно-силовым показателям и координации. Приветствуется умение подключаться к атаке, навесить. Тем не менее, классический winger к этой позиции не подойдет, более того лучше всего, если это не будет winger.

Центральные защитники являются цементирующим звеном игры команды в обороне. Они занимают важнейшую позицию непосредственно перед вратарской площадью. Антропометрические данные должны быть на уровне: от 1.90 рост и 90-100 кг вес. Хороший jumping, agility, headers и anticipation. Из ментальных скиллов важен concentration и team work. Не смотря на схожесть в позиции, требования к двум центральным защитникам предъявляются несколько различные.

Передний центральный защитник должен обладать скоростной выносливостью, так как зачастую после неудачно проведенной атаке приходиться возвращаться назад. Умение подключаться к атаке и занимать при атакующих действиях место дополнительного полузащитника, чаще всего опорного – неотъемлемая часть для игрока на этой позиции.

Задний центральный защитник выполняет страхующую роль. Это должен быть надежный игрок, с хорошей концентрацией и выбором позиции. Скоростные качества здесь несколько отходят на второй план, главное для него подчищать огрехи других оборонцев и умение отдать первый пас. Чаще всего на эту позицию выбирается игрок с игровым стилем Sweeper, что позволяет разгрузить переднего центрального защитника, который при таком раскладе может иметь стиль Attack Minded. В противном случае оба игрока центральной зоны защиты выбираются с одинаковым игровым стилем – Defense Minded.

При игре 4-4-2 игра в обороне строиться на принципах зональной защиты с быстрым переходом (по ситуации) на индивидуальную опеку и обратно.
Полузащита является стержнем всей командной игры и побору игроков в эту линию следует уделить особое, пристальное внимание. Главное условие при подборе игроков в эту линию является универсальность. Правый полузащитник должен неплохо смотреться на позиции центрального полузащитника, а центральный хав должен одинаково умело играть как на правом, так и на левом краю полузащиты, более того обладать функциями опорного полузащитника и отрабатывать в защите. Поэтому на центр полузащиты отлично подойдут игроки, у которых в профиле написано M R/L/C, а на роль крайних M R/C для правого хава и M L/C для левого.

По антропометрическим показателям никаких особых требований нет: все те же рослые игроки за 1.85 способные играть в силовой футбол на протяжении всех 90 минут. Более того, последнее время резко возросла роль плеймейкера, так вот при игре 4-4-2 эту роль должны уметь играть все полузащитники одновременно. Это обеспечивает разнообразие атакующих действий. Уже давно не актуально понятие о том, что английский футбол целиком и полностью строится на навесах с фланга и рослых нападающих. Посмотрите любой матч английского высшего дивизиона, и вы увидите все то лучшее, что демонстрировал Спартак 90-х: стеночки, забегания, хитроумные пропуски мяча.















Основная вариативность в построении схемы игры исходит от расположения полузащитников, а если быть еще более точным, то от построения центральных полузащитников. Перечислю три основных отклонения от классического построения: Diamond (рис2.), Diablo (рис3, 4.) и квадрат (рис5.). Кроме того, полузащитники часто меняются местами с нападающими и защитниками, а так же между собой запутывая соперника и заставляя его ошибаться. Основа игры в полузащите строиться на коротких передачах, большом количестве перемещений, смещений, скрещиваний, забеганий и обмене позициями. Проходы по флангу, с последующим навесом мяча в штрафную площадь, отходят на второй план, используются, как правило, при контратаках или взломе хорошо эшелонированной обороны. Игра в полузащите должна проходить как можно быстрее, мяч не должен задерживаться у одного игрока, все происходит в одно - два касания. Уместны быстрые переводы с фланга на фланг, что помогает растянуть оборону противника и облегчить нападающим путь к воротам.

Поговорим о нападающих. Система 4-4-2 предполагает наличие двух скоростных форвардов, в задачи которых входит, постоянно перемещаясь и маневрируя, создавать для партнеров свободное пространство с последующим комбинированным выходом на ударную позицию. Не обязательно оба форварда должны быть рослыми, хотя и такое положение приветствуется. Тем не менее, чаще всего используется разноплановая пара форвардов, для обеспечения необходимого разнообразия атакующим действиям. Как правило, один из форвардов рослый, с хорошо поставленной игрой головой и грамотным выбором позиции. Он служит как Target Man, на которого проходит большая часть передач верхом с флангов. Второй нападающий может не обладать высоким ростом, но должен уметь побороться за мяч, иметь поставленный удар с обеих ног как с близкой, так и со средней и дальней дистанции. Это чаще всего цепкие игроки, которые способны в одиночку протащить мяч к штрафной площади, а там либо попытаться обвести противника, либо дождаться партнеров по команде, грамотно прикрывая мяч корпусом.

Теперь поговорим о том, как все это дело реализуется в FIFA MANAGER 2008. Во-первых, для обеспечения необходимой вариативности в полузащиты мы выставляем всем игрокам этой линии Free Role, при условии, что все они имеют хорошие показатели Creativity. Во-вторых, ни у одного из них не должно быть галочки в графе Dribbling, а в настройках паса стоять Direct и Short (для центральных полузащитников) и Mixed/Mostly Short (для крайних хавбеков). В-третьих, в командной тактике должны быть прокачены такие вещи как Build up Play и Short Passing, а также Contain.

MOVEMENT. Движение это вещь, которой в новой версии игры отведено чуть ли не решающее значение при игре команды. Пренебрегать расположением игроков на этой вкладке значит заранее обрекать свою тактическую схему на провал. Можно конечно оставить все то, что там нам предлагает компьютер, но предлагает он не многое и чаще всего шаблонное и легко предугадываемое. Думаю движение это первые шаги к возможности моделирования игры команды в зависимости от конкретной ситуации на поле. Пока в качестве единственного показателя избирается положение мяча на поле и статуса команды: защитный или атакующий. Думаю, в последующем можно будет моделировать ситуации еще и в зависимости от расположения игроков соперника, или хотя бы примерно представлять это положение при таких ситуациях.

На этой вкладке особое внимание следует уделить хаотическому расположению игроков полузащиты. Выставляйте их так, что бы они как можно чаще менялись местами: центральный полузащитник оказывался на фланге, крайний полузащитник в центре штрафной площади и т.д. Правда есть очень важное замечание: сыгранность игроков при такой постановке вопроса играет едва ли не решающую роль. Она должна зашкаливать за 90. Да и физическая готовность игроков должна иметь не меньший показатель. Отмечу, что это очень энергозатратная схема игры и если у вас не лучшая в мире инфраструктура, а показатели выносливости у игроков полузащиты не 99, то думаю, вам придется применять сильную ротацию состава, особенно в полузащиты. Что бы это не пошло во вред вашей сыгранности, рекомендую использовать либо два равнозначных состава, либо две линии полузащитников. Как только игроки первой линии начинают уставать, Вы меняете полузащиту полностью на вторую линию и ждете пока не восстановиться первая линия, либо не начнет сдавать вторая. Такой метод ротации, на мой взгляд, наименее финансово затратный и наиболее эффективен.


Страница 1 из 4 | Следующая страница

РПЛ для FIFA MANAGER

РПЛ 12 для FIFA MANAGER 12

РПЛ для FIFA MANAGER 12:

  • Чемпионат России по системе 1-1-5-10;
  • Кубок России, Суперкубок России;
  • Точные составы для команд Премьер-Лиги, Футбольной Национаьной Лиги, второго дивизиона;
  • Домашние, выездные формы для команд Футбольной Национальной Лиги, 2 дивизиона и ЛФЛ;
  • Эмблемы клубов и лиг;
  • Фотографии стадионов;
  • 3-Д стадионы (ФИФА) для 30-ти клубов России;
  • 245 реальных 3-Д лиц игроков.

Подробнее

 

Что будет дальше с серией FIFA Manager?

- Сообщение о закрытии - шутка
- На смену Bright Future придут другие
- Серия прекратит свое существование

 
 

© 2006-2012, FIFAM.ru, FM09.ru, FM10.ru, FM11.ru, FM12.ru и FM13.ru. Все права защищены. При использовании материалов с любого из этих сайтов ссылка на FIFAM.ru является обязательным условием. Все логотипы, брэнды и наименования, используемые на данном сайте являются собственностью их владельцев.